— Что заставило структуры ВЭБ.РФ обратить внимание на информационное моделирование?
Александр Фролов: Начну с того, что строительство и реконструкция жилых и нежилых зданий, промышленных и инженерных сооружений, объектов инфраструктуры — это целевые, приоритетные направления инвестирования ВЭБ. Мы обязаны следить за ключевыми трендами, технологиями и событиями в этих областях, в том числе и теми, которые непосредственно не связаны с деятельностью финансовых организаций.
Таких событий за последние годы в строительной отрасли произошло немало, а некоторые из них отразились на текущей деятельности Банка: открыли для нас новые рынки, потребовали изменить внутренние процессы и создать экспертизу в непривычных для нас областях.
Интерес ВЭБ к информационному моделированию связан с двумя такими событиями. Первое — это постепенное внедрение технологии на проектах госконтракта с закреплением соответствующих норм на законодательном уровне. Здесь можно упомянуть поручение Президента РФ В.В. Путина № Пр-1235 от 19.07.2018 о внедрении BIM-технологии в целях модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства. Это в том числе аналогичные инициативы отдельных субъектов федерации, стартовавшие несколько раньше и уже изменившие правила игры в отрасли на локальных рынках. Так, Москомэкспертиза уже сейчас принимает на оценку проекты в формате BIM-модели.
Второе важное событие — это изменения в Законе № 214-ФЗ о долевом строительстве. У всех на слуху эпизоды с обманутыми дольщиками: по данным Минстроя, эта проблема затронула по меньшей мере 1 тыс. объектов и примерно 40 тыс. домохозяйств. Цель принятых в Закон поправок — исключить подобные ситуации.
— Как последние поправки в Закон № 214-ФЗ изменили роль банковского сообщества в проектах долевого строительства?
Александр Фролов: Раньше на таких проектах банковские структуры выступали в качестве посредника между покупателем и застройщиком и в основном занимались ипотечным кредитованием, причем главным образом для аккредитованных застройщиков и их объектов. Основная масса инвесторов — это частные лица и организации, которые брали на себя все риски и опирались исключительно на репутацию застройщика, опыт его предыдущих проектов. В результате изменений 214-ФЗ, связанных с введением проектного финансирования, основные риски таких проектов перенесены с дольщиков на финансовые институты. По сути, банки с этого момента стали играть роль регулятора отрасли — в том числе стали самостоятельно оценивать риски каждого проекта, принимать решение о выделении средств на его финансирование и брать на себя удар, если все пошло не по плану.
— Как меняются внутренние процедуры банков, работающих по проектному финансированию?
Александр Фролов: Если говорить о трансформации базовых бизнес-процессов, то самым значимым изменением стало обязательное использование на всех проектах долевого строительства так называемых счетов эскроу. На них аккумулируются денежные средства от инвесторов, с их помощью формируется фонд, влияющий на финансирование строительной площадки. Непосредственно финансирование строительства регулируется договорами, заключенными между банком и застройщиком на определенных условиях, с определенными процентами. Если раньше такая двухуровневая схема использовалась в редких случаях, то теперь на ее основе выстраиваются все процессы внутри отрасли.
Цифровое моделирование в строительстве планируется внедрить в России к 2024 году
Кроме того, требуется значительно изменить процессы оценки проектов, создать внутреннюю техническую экспертизу, научиться оценивать корректность графиков строительства, которые влияют на графики финансирования.
— Какие задачи в проектном финансировании помогают решить BIM-технологии?
Сергей Сыч: BIM-технологии — это современный подход к организации взаимодействия при создании строительных проектов, от идеи проекта до строительства, эксплуатации и последующей утилизации. Основой взаимодействия является информационная модель объекта строительства (BIM-модель), с помощью которой происходит комплексное взаимодействие всех участвующих сторон на всех стадиях жизненного цикла объекта.
Источник: https://bimpf.csd.ru/
Среди задач, которые решает BIM на стадиях сопровождения инвестиционных проектов, можно выделить основные:
• подготовка проектного предложения;
• финансово-техническая экспертиза и аудит инвестиционных проектов;
• финансово-технический надзор;
• управление проектами;
• экологический консалтинг, экологическая независимая экспертиза и экологический аудит проектов;
• проверка сметных расчетов;
• проверка обоснованности затрат;
• техническая экспертиза.
— Какое программное обеспечение вы используете для комплексного внедрения BIM?
Сергей Сыч: Для создания информационных моделей и их анализа применяются программы различных вендоров, прежде всего лидера в данной отрасли — компании Autodesk. Решения этого производителя объединены в удобный пакет программных продуктов под названием «Коллекция для проектирования и строительства промышленных и гражданских объектов», который позволяет реализовывать практически все задачи информационного моделирования на всех этапах создания и актуализации модели. Кроме того, для смежных задач, таких как расчет смет, используются дополнительные решения, например «Гектор: 5D Смета» и другие.
— Как произошло знакомство «ВЭБ Инжиниринга» с BIM? Кто стал вашим партнером на этом этапе?
Александр Фролов: Процесс начался осенью 2016 года — задолго до изменений в 214-ФЗ и поручений президента. Мы обратились к компании CSD — крупнейшему дистрибьютору программного обеспечения для BIM-проектов — с просьбой познакомить нас с целями и возможностями использования, а также примерами применения BIM в мировой и отечественной практике. Дальнейшими задачами стали создание новых компетенций в нашем инжиниринговом подразделении и их применение в проектном финансировании на любых строительных проектах, в которые инвестирует ВЭБ.
Сергей Сыч: Компания CSD имела непосредственное отношение к знакомству специалистов ВЭБ с современными технологическими процессами в проектировании и строительстве. Понимая специфику заказчика, мы постарались показать ему те участки бизнеса, на которых применение современных технологий даст наиболее существенный позитивный эффект. В целом, с нашей помощью произошел качественный сдвиг в сознании клиента. Пришло понимание того, что при изменении внутренних регламентов, наращивании компетенций персонала, освоении необходимых инструментов компания выйдет на совершенно новый уровень экспертизы и качества взаимодействия с контрагентами, что откроет ей большие перспективы. Это была наша главная цель, и мы ее реализовали.
Александр Фролов: В результате взаимодействия с сообществом компаний, специализирующихся на создании решений и внедрении BIM-технологий, мы выработали нашу внутреннюю компетенцию и добавили ее в единый инвестиционный процесс, который внедрен в ВЭБ в 2018 году. Компании, подающие в ВЭБ заявку на проектное финансирование, обязаны предоставить на рассмотрение BIM-модель. По сути, BIM-модель — это часть заявки, на основе которой «ВЭБ Инжиниринг» проводит экспертизу качества проработки проекта.
— Какие еще задачи находятся в компетенции «ВЭБ Инжиниринг»?
Александр Фролов: Их перечень значительно шире, чем оценка заявок на проектное финансирование, поступивших извне. Это может быть реализация процесса информационного моделирования объекта внутри компании — непосредственно разработка информационной модели либо дополнительное моделирование для контроля, мониторинга и управления процессом работы над проектом. Это могут быть исключительно функции внешней экспертизы: формулирование, обеспечение и контроль выполнения правил информационного моделирования для всех участников проекта, координация процесса информационного моделирования.
— Какую часть проектных рисков можно оценивать с помощью BIM?
Александр Фролов: Достаточно весомую и критически важную для качественной реализации проекта. Например, с помощью информационного моделирования мы можем оценить компетентность участников проекта, взять под контроль управленческие риски, увидеть потенциальные проблемы в экономической и инвестиционной моделях. BIM — это достоверность технических решений. Внутренняя экспертиза, которая работает на основе визуально понятной модели, не допускает ошибок, неизбежных при работе с бумажными чертежами. Только с применением BIM можно качественно спланировать движение ресурсов и увязать их с процессом финансирования. Также с помощью BIM-моделирования мы исключаем риски, связанные с нецелевым использованием средств.
Источник: https://vebeng.ru/company/about/digital_model/
— Сколько времени занимает экспертиза инвестиционного проекта с информационной моделью?
Александр Фролов: Согласно нашему внутреннему регламенту, на первичную оценку каждой информационной модели уходит шесть-семь рабочих дней. Результаты экспертизы представляются на оценочный комитет. В итоге проект доводится до комплексной экспертизы и финансирования, результатом чего становятся решение КРИО и оформление КОД. На весь процесс уходит около 100 рабочих дней.
— Расскажите, пожалуйста, был ли разработан собственный BIM-стандарт и должны ли его учитывать ваши клиенты при подготовке заявки на проектное финансирование?
Александр Фролов: Да, конечно, мы создали собственный BIM-стандарт, отражающий все необходимые блоки взаимодействия заемщика и Банка на уровне строительной экспертизы проекта, в том числе требования к модели, к информации, необходимой инвестору «на входе». Согласно нашему стандарту, модель, предоставленная заемщиком, должна проходить процедуру валидации — проверки на соответствие требованиям. Это проверка пространственного положения и геометрических параметров объекта строительства, проверка на коллизии, проверка данных (соответствие требованиям к атрибутивной составляющей элементов, правильность систематизации и так далее). Также заемщик должен предоставить перспективную модель объекта, чтобы мы могли оценить движение затрат во времени. Нам как инвестору это важно, поскольку деньги будут выдаваться под определенные этапы строительства. И, конечно, заемщик обязан предоставить нам вместе с моделью разрешительные документы — согласования по земельным участкам и прочую документацию.
— Что посоветуете компаниям, которые только задумываются о внедрении BIM-технологий?
Александр Фролов: Я посоветую прежде всего не бояться инвестировать в современные технологии и смело предпринимать активные шаги для ускорения процесса их освоения. В итоге вы получите значимый совокупный эффект от использования BIM на всех стадиях жизненного цикла проекта.
Понятие информационного моделирования в строительстве будет закреплено в Градостроительном кодексе до конца 2019 года
Помимо улучшения экономических показателей BIM-технологии влияют на нематериальные факторы, такие как вовлеченность, понимание проекта всеми заинтересованными сторонами и повышение безопасности строительства.
Сергей Сыч: Со своей стороны хочу добавить, что применение технологий информационного моделирования на всех стадиях жизненного цикла проекта требует привлечения консалтинговых партнеров, которые знают узкие места внедрения, имеют опыт и могут дать практические рекомендации. Это позволяет пройти путь создания внутренних BIM-компетенций гораздо легче и быстрее. Если говорить о компании CSD, то в области BIM-консалтинга мы готовы решать следующие задачи:
• создание и настройка среды взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса;
• создание регламентов, требований, стандартов;
• обучение специалистов клиента анализу информационных моделей по необходимым критериям;
• создание информационных моделей для существующих или планируемых объектов строительства для различных целей;
• технический консалтинг по использованию BIM-технологии.
Полезную для финансовых организаций информацию, связанную с информационным моделированием, мы собрали на сайте bimpf.csd.ru. Сайт будет регулярно обновляться, скоро на нем появится BIM-стандарт для заказчиков и другие полезные ресурсы.
Анатолий Попов, заместитель председателя правления Сбербанка
BIM в России только начинает набирать популярность. Мы видим, как некоторые наши клиенты уже на практике начинают внедрять данную технологию и ожидают в скором времени получить дополнительный положительный эффект, связанный с упрощением процесса оценки и анализа технико-экономических показателей объекта и контроля за ходом реализации проекта. Пока это единичные случаи. Одним из важных преимуществ использования BIM-технологий можно назвать снижение риска субъективного подхода на каждом из этапов реализации проекта по строительству объекта: от начала проектирования и составления технической документации до ввода объекта в эксплуатацию, так как в основе BIM-технологий — создание модели, объединяющей полную информацию об объекте строительства. Примечательно, что застройщики жилья стали проявлять интерес к новым технологиям, в том числе BIM, в рамках новой модели работы и изменений законодательства о долевом строительстве. Это говорит о готовности участников рынка жилья к переходу на качественно новый уровень.
Ольга Смирнова, вице-президент Экспобанка
Снизить риски на 100% однозначно нельзя, поскольку оценка проекта будет зависеть не только от качества самой технико-экономической проработки, но и от множества других факторов.
При оценке кредитного риска в любом проектном финансировании, в особенности в финансировании жилищного строительства, необходимо оценивать целый спектр разных рисков, в том числе спрос и емкость рынка, изменение среды, валютные и процентные риски, риски падения цен и объемов продаж, рефинансирования и ликвидности и т.д. При этом нельзя забывать о финансовой устойчивости непосредственно заемщика и группы компаний, в которую он входит. Не говоря уже о рисках изменения законодательства в течение жизни проекта, а такое периодически случается. Поэтому оценка любого проекта — это огромная многофакторная работа, которую нельзя заменить стандартизированной моделью, проект — это живой организм.
Андрей Колесников, начальник отдела проектного финансирования Совкомбанка
В России термин BIM — Building Information Modeling — эксперты трактуют по-разному. По моему мнению, это структурированное числовое описание информации об объекте строительства, которое может применяться на любых стадиях проекта (проектирование, строительство, эксплуатация). От прежних методов управления проектами это отличается тем, что техническую (рутинную) работу по обработке информации выполняет компьютер, а принципиальные решения остаются за человеком.
Конечно, эта технология может снизить риски в проектном финансировании жилищного строительства, так как позволяет в режиме реального времени контролировать затраты и помогает участникам проекта своевременно принимать управленческие решения. Например, застройщик сможет оперативно управлять работами, влиять на себестоимость проекта и организовывать своевременные закупки материалов. Банкам эта технология позволит снизить операционные расходы, так как упрощает анализ исходных данных о проекте финансирования и ускоряет проверку модели за счет оперативного мониторинга стадий проекта.
Внедрение BIM позволит участникам точнее прогнозировать, контролировать затраты и сроки реализации проекта, что, несомненно, скажется и на готовности банков предлагать лучшие условия кредитования.
Михаил Цетухин, руководитель проектов, департамент строительных проектов Московского кредитного банка
С переходом на проектное финансирование повышается прозрачность расходования средств на этапе строительства, Законом предъявляются более жесткие требования к застройщику. Большинство девелоперов — инициаторов проектов не обладает достаточными свободными ресурсами для финансирования бюджета. С переходом на эскроу-счета дольщики не смогут обеспечить финансирование строительства — нужны внешние ресурсы. Кредит банка становится фактически единственным источником финансирования строительства, что позволит банкам диктовать условия такого кредитования. У банков вырастут лимиты на проектное финансирование строительства, но с учетом накопленных средств дольщиков на эскроу-счете ставки могут снизиться.
Основные требования к заемщику (он же — застройщик) сформированы регулятором в нормах 214-ФЗ. Банки же будут формировать практику на рынке по применению этих норм.
Автор: admin
Copyright RED-Finance`22 2022 сентябрь 21-22